Результаты этой части эксперимента представлены на рисунке 2 внешними линиями. Они характеризуют оптимальную (по критерию минимума приведенных затрат) реакцию системы на изменение объема капиталовложений. Но не менее важно выяснить реальную область свободы в развитии топливно-энергетических отраслей при тех или иных объемах капиталовложений. Для этого при каждом рассмотренном уровне капиталовложений (100 %, 98 %, …, 94 %) помимо оптимизации по денежному критерию выполнялся второй расчет — на минимум добычи газа (или, в данном случае то же самое, максимум добычи угля) при заданном объеме капиталовложений. Полученные результаты приведены на рисунке 2 внутренними (тонкими) линиями, а оттененные области иллюстрируют реальные возможности варьирования структуры ТЭК при фиксированных уровнях капиталовложений. Понятно, что эти возможности достаточно велики при высокой обеспеченности капиталовложениями и практически отсутствуют при минимально допустимом объеме капиталовложений.

Выполненные эксперименты при всей их иллюстративности позволяют сделать существенные выводы для формирования гипотез развития ТЭК.
Прежде всего, установлено сильное влияние выделяемого объема капиталовложений на возможности развития топливных отраслей: в зависимости от величины действующих производственных мощностей (в угольной промышленности они почти в 2 раза больше, чем в газовой) уровень развития отраслей может меняться до 15 %. Вместе с тем при каждом уровне капиталовложении (кроме минимально допустимого) имеется значительная свобода во взаимозаменяемости топливно-энергетических ресурсов (до 7 – 10 %), что существенно «размывает» зависимость структуры ТЭК от ресурсов капиталовложений и вносит большую неопределенность в количественные оценки роли этого фактора.

Наконец, обращает на себя внимание узость диапазона реально возможных изменений объема капиталовложений (всего 6 %). Определять с такой точностью перспективные размеры капиталовложений по рассматриваемому кругу отраслей, конечно-же невозможно. Это заставляет учитывать фактор капиталовложений (вместе с ним и два других названных фактора — внешнюю торговлю и темпы научно-технического прогресса) при формировании гипотез развития ТЭК не в явном виде, а опосредовано — через возможные интервалы добычи основных видов топлива.

В перспективе размеры использования в ТЭК природного газа определяются преимущественно возможностями развития смежных отраслей. Это весьма осложняет экономический анализ рациональных размеров использования в ТЭК природного газа и заставляет выполнять его в два этапа: на первом этапе с помощью анализа эффективности устанавливаются экономически оправданные диапазоны добычи природного газа, а на втором — выполняется комплексная оценка соответствующих параметров ТЭК. Ниже будет дана лишь часть первого этапа анализа.

Оптимизация ТЭК с помощью его математической модели для каждого уровня энергопотребления при различных комбинациях верхних и нижних границ добычи различных видов топлива позволяет выявить реальные границы зоны неопределенности оптимального развития ТЭК

В результате исследования может быть один из двух видов зависимостей (для определенной модели — гипотезы развития ТЭК), представленных на рисунке 3. Первая зависимость характерна для тех видов топлива, добыча которых, несмотря на их высокую эффективность, сдерживается ограниченностью природных ресурсов или возможностью развития смежных отраслей (даже при отсутствии ограничений на капиталовложения). Зависимость второго вида характерна для энергоресурсов, не имеющих явных внешних ограничений на использование в топливно-энергетическом балансе.

Состояние и особенности развития традиционной энергетики
Рисунок 3 – Зависимость удельной эффективности топлива от размеров его использования (в тенденциях 80 гг. XX века)

Если для рассматриваемого энергоресурса получена зависимость первого вида, то, вообще говоря, его эффективно использовать в ТЭК вплоть до наибольших (оптимальных в модели межотраслевых связей) размеров GоТ. Но для этого энергоресурса пофакторный анализ может привести к заключению о нецелесообразности его полного использования в ТЭК, например, из-за недостаточной подготовленности требуемой для его освоения новых технологий или повышенной эффективности экспорта этого энергоресурса.

Если же для энергоресурса получена зависимость второго вида, т. е. при повышенных размерах использования его удельная эффективность падает практически до нуля (с точностью до погрешности используемых в расчетах показателей — см. зависимость 2), то целесообразно уменьшить размеры его использования до величины ĠТ, еще дающей заметный экономический эффект. Четких правил определения ĠТ не существует, и это делается исходя из знания общего положения дел с рассматриваемым энергоресурсом, т е. анализа всех факторов, способных оказывать влияние на его эффективность или реальные размеры использования: неоднозначность экономических показателей производства, ограничения по возможности освоения новых технологий, подготовленность инфраструктуры, транспортных средств, потребителей и т. д.

По смыслу стоящей задачи модель оценки стратегий развития ТЭК должна строиться как межотраслевая и динамическая. Состав и степень деятельности межотраслевых связей определяются конкретной задачей исследования: они ограничиваются примерно 70 неэнергетическими продуктами при сравнении разных стратегий развития ТЭК и увеличиваются до 250 видов продукции при оценке развития отдельных топливных баз и менее крупных энергетических мероприятий.