Почему нет инвестиций в энергетику УкраиныПроблемы в электроэнергетике Украины достигли пика. В 2013 году производство электрической энгергии по сравнению с 2012 годом сократилось на 2,2 %. Изношенная энергосистема страны в последние годы работает в сложнейших условиях. Диспетчерским службам приходится временно отключать от сети часть потребителей во избежание системной аварии .

Конец 2013 году выдался теплым, что поспособствовало удовлетворительному состояния энергосистемы. Что будет в крещенские морозы, когда из-за снижения температуры резко возрастет потребление электроэнергии , прогнозировать достаточно трудно. Холодная зима может стать причиной энергетического кризиса, ведь многие объектов работают на пределе возможностей. Между десятки масштабных проектов, в которые вложены миллионы гривен, замерли. На их достройку нет финансовых средств, но объекты НЕ консервируют, потому что это дорого.

Тем не менее денег всегда достаточно на коррупционные «проекты» — » откаты » в области достигают 300 %. Так утверждают представители фирм, задействованных в тендерных процессах государственных закупок оборудования, услуг и топлива для энергетических объектов. Мол, когда электростанция покупает оборудование стоимостью 100 млн грн, она перечисляет 300 млн грн, из которых 200 млн грн — это «откаты». О прежних «откатах» на уровне 40 % давно пора забыть, говорят специалисты. На этом фоне введения в эксплуатацию второго гидроагрегата Днестровской ГАЭС из семи запланированных можно считать редким успехом.Строительство Днестровской ГАЭС началось в 1984 году. Строительство второго гидроагрегата, по словам министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, длилось два года и осуществлялось за счет государственного бюджета. Стоимость работ и оборудования не разглашается, и понятно почему: стоимость оборудования для Каневской ГАЭС выросла в шесть раз. Третий агрегат днестровской станции запланировано запустить в 2015 году.

С введением в действие трех гидроагрегатов завершится первая очередь проекта ДГАЭС. О судьбе второй очереди в составе четырех агрегатов министр не сказал ни слова. Почему тормозится такой важный для Украины проект? Днестровская ГАЭС могла бы стать образцовым проектом в создании условий для привлечения частного инвестиционного капитала в Украину, причем без государственных гарантий.

Именно так и планировалось сделать в 1995 году, когда возобновилось строительство самой мощной в Европе гидроаккумулирующей электростанции , начатое в 1984 году. В мае 1998 года правительство создало ОАО «Днестровская ГАЭС», где государству принадлежало 86,37 % акций. Хотя привлечь внимание инвесторов к сложному незавершенному строительству было непросто, желающих оказалось достаточно, включая Европейский банк реконструкции и развития. На выполнение работ первой очереди планировалось привлечь 480 млн долл. или 4 млрд грн — по 1,33 млрд грн на один гидроагрегат. Однако даже на сайте Укргидроэнерго отсутствует информация о реальной стоимости построенного второго гидроагрегата. Гарантией возврата инвестиций мог бы стать договор о продаже электроэнергии, которую производит станция, на оптовый энергорынок Украины .

В соглашении планировалось определить тарифы, которые обеспечили бы окупаемость проекта в течение десяти лет. Прошло много лет, а воз и ныне там. Проект реализуется по другому сценарию, логику которого понято сложно. Проект ДГАЭС был разработан для регулирования мощностей европейской части энергосистемы бывшего СССР. Как и в настоящее время, в те годы энергосистема страны испытывала острый дефицит «пиковых мощностей», т.е. мощностей, позволяющих покрывать ежесуточные максимумы нагрузок. После введения в действие энергоблоков Ривненской и Хмельницкой АЭС проблема дефицита лишь усугубилась, но видимо правительство до сих пор этого не понимает.

Кстати, в советское время в строительство было вложено эквивалент 200 млн долл., за счет которых на крутом склоне Днестра — перепад 150 метров — проложены и забетонированы семь тоннелей, каждый диаметром 7,5 метра и длиной 650 метров. Построены подходные туннели для выполнения работ по отводу дренажных вод. В зависимости от рельефа местности и высоты перепада воды для каждой гидроэлектростанции разрабатывается своя конструкция турбины, и на это уходит семь -восемь лет. Днестровской ГАЭС турбину насос разработал харьковский «Турбоатом».

ДГАЭС поражает своими размерами. Еще большее удивление вызывает объем советских вложений — всего 200 млн долл. Нынешние управленцы вряд ли обеспечили бы выполнение такого объема работ и за 2 млрд долл. Днестровская ГАЭС — только одна проблема украинской электроэнергетики. Чтобы избежать энергетического кризиса, нужно реализовать не один десяток таких проектов. Однако продвижение принятой Кабмином в июле 2013 года обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 года, где прописаны планы развития отрасли, тормозится. 24 января 2014 истекает срок, когда должен быть утвержден план мероприятий по реализации стратегии, который готовит Минуглепром. Ждать осталось недолго. Базой для успешного развития экономики и улучшения жизни людей должна стать надежность энергоснабжения. Если целью поставить развитие страны, а не упадок, то главным приоритетом должно стать значительное опережение развития электроэнергетики по сравнению с другими отраслями — минимум на пять лет. Пока же многочисленные проекты — достройка Хмельницкой АЭС, Ташлыкской ГАЭС, модернизация тепловой энергетики, создание централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, сооружения Болградской парогазовой электростанции в Одесской области — просто «зависли». Необходимость сооружения Белградской ПГЭС обусловлена ??тем, что после разъединению энергосистем Украины и Молдовы возникли проблемы надежного снабжения юго — западного региона Украины. Поскольку линии электропередач, проложены между Украиной и Молдовой, разделить практически невозможно, Одесская область оказалась в полной зависимости от энергоснабжения из Молдовы — дефицит мощности в юго -западных районов Одесской области покрывается в основном из молдавской энергосистемы. Судьба всех упомянутых проектов неизвестна — в бюджете нет средств на их завершение. Но захотят частные инвесторы при сложившимся неблагоприятном экономическом климате в Украине вкладывать в энергетическую отрасль?

По материалам: © Экономическая правда