Средний удельный расход топлива на выработку электроэнергии в России оценивается приблизительно в 335 г на кВт∙ч, а в Европе он составляет 210 – 250. Из-за этого в России ежегодно дополнительно сжигается 40 млрд м3 природного газа. Среднее значение КПД ТЭС у нас составляет 39 %, а в развитых странах — 45 %; КПД российских и зарубежных ТЭС на угле составляет 34 % и 47 % соответственно. Нефте-и газодобывающую отрасли России уже к 2013 г. ожидает кризис: за последние 10 лет «недоразведоно» около 2,5 трлн м3 газа и более 1 млрд т нефти.
В мире на 1 $ ВВП тратится 0,46 кВт∙ч электроэнергии, в США — 0,52, а в России — 4,7 кВт∙ч, что более чем в 10 раз превышает средний мировой уровень.
Состояние и технико-экономические особенности ТЭК характеризуются также следующими данными:
- добыча газа в России уже несколько лет находится на стабильном уровне 560 млрд м3. Месторождение в Ямбурге, Надыме и Уренгое уже выработали свой ресурс, и вот-вот начнется падение добычи. При этом новые месторождения на Ямале даже не осваиваются;
- решение российского правительства предполагало рост цен на газ внутри страны на 25 % в 2008 году, на 20,3 % в 2009 году и на 28 % в 2010 году. После 2010 года госрегулирование в области ценообразования газа, электричества, перекачки нефти и железнодорожных перевозках должно быть отменено (докризисное решение);
- для среднеазиатских производителей газа ЕС лоббирует строительство газопровода Nabucco по дну Каспия и далее в Европу. Покупать у них газ они обещают уже по 400 $ за 1000 м3 [3];
- в прогнозе социально-экономического развития России на период до 2010 года, распространенном Минэкономразвития и торговли РФ в апреле 2007 г., говорится: регулируемые тарифы на электроэнергию будут увеличены в 2008 г. на 12 %, в 2009 г. — до 12,5 %, а в 2010 г. — 13,5 %.
Из всей потребляемой в быту энергии львиная доля — 79 % идет на отопление помещений, 15 % энергии расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пищи и т.д.), 5 % энергии потребляет электрическая бытовая техника и 1 % расходуется на освещение радио и телевизионную технику.
Несмотря на невысокую стоимость угля, его использование на ТЭС не всегда приносит ожидаемый экономический эффект, поскольку эффективность сжигания зависит от целого ряда условий. Сжигание в топке котла, получение пара, который вращает генератор мощной турбины, передающей энергию, — эта хорошо известная система содержит целый букет вспомогательных узлов, обеспечивающих разгрузку, хранение, измельчение и подачу. В систему входит железнодорожное хозяйство, вагоноопрокидыватели, тракты топливоподачи с узлами пересыпок, дробилками, бункерами, мельницами, а также системами пылеулавливания, аспирации и гидросмыва с очистными сооружениями.
Все это оборудование существенно увеличивает стоимость производства и строительства ТЭС, не обеспечивая при этом 100 % гарантии безопасности (мельчайшая угольная пыль взрывоопасна). «Возвращение угля в энергетику не должно быть возвратом к архаичным способам его сжигания, считают сибирские практики. — Нужны новые технологии, позволяющие свести к минимуму сложности его применения».
У подавляющей массы современных потребителей энергоресурсов бытует мнение, что стоит только захотеть и направить средства на развитие ТЭК или сократить экспорт энергоресурсов, как сразу же ситуация на внутреннем рынке энергоресурсов изменится. Нефть и её производные, газ, уголь перестанут расти в цене, а электроэнергия перестанет быть дефицитом. Чтобы показать всю сложность развития традиционной энергетики, основанной на использовании органического топлива, донести обоснованную определенность в этом важнейшем вопросе для страны, стремящейся к бурному экономическому росту, ниже будет приведены краткие выборочные данные из исследований советских ученых-экономистов конца 80 гг. XX века по развитию ТЭК.
В монографии [4] рассмотрен один из вариантов системного подхода к прогнозированию долгосрочного развития ТЭК. Предложенные методы и модели использованы для исследования перспективных проблем энергопотребления и оптимальных направлений долгосрочного развития ТЭК.